logo
АО "СКБ Орион" выполняет полный цикл работ по проектированию, поставке и сопровождению программно-технических комплексов для АСУ и отдельных элементов оборудования.
+7 (812) 670-20-22
Санкт-Петербург, ул Тобольская, 12
info@skborion.ru
Продукция
Услуги
О компании
Пресс-центр
Контакты
Новости
Фотографии
Публикации
Видео
Блоги (репортажи)
Система управления с человеческой интуицией

Унифицированный программно-технический комплекс мониторинга и контроля сложных технологических процессов, разработанный «СКБ Орион», позволяет вывести управление современными организационно-техническими объектами на новый качественный уровень. Особую актуальность имеет его применение для развития транспортной отрасли.

Разработки «СКБ Орион» применяются в самых разных областях человеческой деятельности. В ракетно-космической технике это системы контроля управления заправкой ракет-носителей компонентами топлива, их термостатирования, систем пожаротушения, функционирования различного технологического оборудования и т. д.

В атомной энергетике – автоматизированные системы управления технологическими процессами защиты и перезагрузки реакторов атомных станций, оборудования разделительного производства для электрохимических комбинатов и др.

Одно из последних достижений «СКБ Орион» – технология мониторинга и контроля состояния сложных технологических процессов и объектов. Унифицированный программно-аппаратный комплекс, благодаря модульному принципу построения, позволяет применять его не только в вышеперечисленных, но и в самых разных областях человеческой деятельности.

В зависимости от необходимости решения тех или иных задач, с использованием разработанной базовой программно-аппаратной платформы, специалистами-экспертами в конкретной прикладной предметной области формируется конкретный проект. То есть из готовых, неоднократно отработанных элементов синтезируются необходимые системы контроля и управления.

Функционирование комплексов основано на анализе показателей датчиков разного типа и формировании необходимых управляющих воздействий. Только на одном типовом энергоблоке АЭС таких показателей насчитывается до 100 тысяч. Сбор и расшифровка полученных данных, выполнение сложнейших расчетов при использовании полимодельного комплекса математических моделей контролируемых объектов и процессов, а также принятие решений занимает у системы доли секунды. Ни один человек не способен с такой высокой скоростью и точностью производить подобные операции.

Собранная и проанализированная комплексом информация позволяет диспетчеру не только в режиме реального времени отслеживать состояние контролируемой сложной системы, но и быстро принимать взвешенные решения по ее управлению. При этом для анализа ситуаций используются, наряду с традиционными методами и алгоритмами принятия решений, и технологии систем искусственного интеллекта, моделирующие функционирование систем в штатных и нештатных (аварийных) ситуациях. Что особенно важно, при этом учитывается предыдущий опыт эксплуатации данной или подобных систем.

Таким образом, помимо основных характеристик – надежности, достоверности и способности быстрого сбора информации, комплекс обладает способностью обработки и содержательной интерпретации информации.

Последнее означает, что машина обладает человеческой способностью мыслить интуитивно, основываясь на предыдущем опыте. Это стало возможным с использованием так называемой эвристической составляющей, то есть интеллектуального начала, способного принимать решения в условиях отсутствия полной и достоверной информации.

Практика показывает, что такая технология незаменима там, где требуется повышенный контроль за работой сложных механизмов, в частности для организации и мониторинга транспортных потоков и систем.

Одним из наиболее важных с точки зрения безопасности и надежности функционирования объектов является метрополитен. Конечно, в настоящее время существуют определенные методы наблюдения за состоянием подвижного состава, контактного рельса, пути. Но они не увязаны в единую систему, способную не только регулярно считывать информацию со всех датчиков, но и в доли секунды принимать необходимые решения. Например, мгновенно оценить объем и пути распространения попавшего в метрополитен газа или дыма, предложить план эвакуации пассажиров в случае возникновения нештатной ситуации, предупредить об опасности размыва и пр.

Аналогичный комплекс контроля и управления актуален и для организации автомобильного движения на скоростных трассах, в частности на КАД. Его возможности безграничны и зависят только от конкретно поставленных задач. Предупредить водителей о пробках, переключить сигнал светофора, пустить движение по дополнительной полосе – все эти решения могут быть оперативно приняты на основании измерительной информации, считанной с помощью датчиков и обработанной системой.

Скоростной железнодорожный и авиатранспорт сами по себе являются объектами строжайшего контроля и, говоря языком программистов, представляют собой критические приложения с точки зрения АСУ – то есть такие, контроль за деятельностью которых имеет повышенное значение. Поэтому применение комплексов, разработанных «СКБ Орион», в данных областях более чем оправданно.

© АО «СКБ Орион» 1953–2025. При использовании материалов ссылка на сайт www.skborion.ru обязательна.